Добавить в избранное

* Лента новостей

Статьи по разделам:
Делаем сад сами

  В основе всех садов и парков лежат два стилевых направления - пейзажные и регулярные. Пейзажные сады создаются в подражание ландшафтам природы. Регулярные или классические сады возникли в начале цивилизации и были призваны – преобразить хаос природы, подчинить себе окружающую природу, доказать своё превосходство. В наше время садовод Мичурин говорил, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача. Родина регулярных садов Франция, а пейзажных – Англия. Но ещё сады Древнего Египта строились на принципах чёткой организации пространства. Примером роскошных классических садов могут служить сады Версаля. Разберём один из характерных признаков регулярных садов.

  Планировка. В основе регулярного сада лежит приём геометрической формы, формирование идёт по строгим правилам геометрии, планировка строится по законам симметрии. На основной оси располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады, лестницы, а растения, дорожки, водоёмы располагаются симметрично этой оси. Форма регулярного сада предусматривает квадраты и прямоугольники, а также размещение растений по лучам или по треугольникам, идущим от дома. Рельеф почти незаметен, так как стиль требует ровных площадей. В основу планировки парка, например, в знаменитом Версале положена веерная композиция и аллеи расходятся из центра подобно лучам солнца. Но рельеф почти не выражен, так как сам стиль требует ровных площадей. При отсутствии ровных площадей склоны холмов превращают в террасы и ступени. Террасы соединяются между собой мраморными лестницами, являющимися одним из декоративных элементов сада. Главный вход располагался внизу сада, чтобы гости еще при входе были поражены величием всей композиции. По центру сада установлены статуи, бассейн, цветник. Общее впечатление усиливает дорожка, посыпанная цветным песком, обычно являющаяся главным акцентом в регулярных садах. К классике относятся и решетки-шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения. Центральная часть сада украшена скульптурами и декоративными вазонами.

  Архитектура сада. Если дом выполнен в классическом стиле, то и сад должен был носить черты этого стиля. Сад был объединён с дворцом в единый комплекс, естественно ядром комплекса являлся дворец. Комплекс был подчинён идеям возвышения человека над природой. Зелёные кабинеты и залы, построенные садовниками из стриженных стен падуба, липы и лавра, как бы служили продолжением комнат дворца под открытым небом. Дворец, расположенный в наивысшей точке демонстрировал превосходство владельца сада над другими. Весь облик такого сада носил парадный, торжественный вид; границами служили изгороди из подстриженных деревьев, кругом идеальная симметрия господствовала над живописностью природного ландшафта. Сады использовались для проведения приёмов с балами, проведения концертов, театральных и феерических представлений. Для таких мероприятий использовали специальные декорации: зелёные и водные театры, лестницы, гроты, интимные павильоны и кабинеты, причудливые фонтаны, аллегорические скульптуры. В садах, принадлежащих высоким особам, например в Версале, цветы цвели круглый год, чтобы их владелец не видел увядающих цветов; их выращивали в горшках – было до 2-х миллионов горшков.

  Растения. Декоративным растениям в таком саду всегда отводилась вспомогательная роль, зеленые насаждения рассматривались как своеобразный строительный материал, которому придавалась чёткая геометрическая форма, и с течением времени растения должны были оставаться неизменными. Наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с чёткими формами, поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму. В России для этих целей подходят хвойных: туи, ель сизая, кипарисовики; и лиственные: бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, клён, липа мелколистная, декоративные яблони и сливы. Растения располагают несколькими способами: посадка деревьев и кустарников обычно прямолинейная; но может быть и квадратно-гнездовой или выполненной в шахматном порядке; возможно и совмещение нескольких способов. Парадный характер садов подчеркивался и изобразительными средствами: партеры, как разостланные бархатные ковры, вязь низких самшитовых боскетов, яркие пятна цветников, стриженные живые изгороди, зелёные скульптурные группы, диковинные фигуры и аллеи с колоннами тисов.

  Овощные культуры, пряные и лекарственные растения тоже нашли в этом саду своё применение. Они оформлялись правильными грядками в виде квадратов, прямоугольников, кругов, - образуя своеобразную мозаику. Тщательно соблюдённая геометрия посадок и продуманная цветовая гамма делала регулярный огород украшением панорамы.

  Водоёмы. Важную роль в регулярных садах играла вода, в которой были отражены различные настроения человека: спокойствие и безмятежность в многочисленных бассейнах; восторг и ошеломление в грандиозных фонтанах, каскадах, водопадах. Такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов можно было встретить лишь в регулярных садах, например, в Версале только фонтанов было 1400, и возникла проблема их обеспечения водой. Водоёмы в таких садах тоже имели симметричные очертания, могли быть многоугольными, квадратными, прямоугольными или круглыми. В его водной глади также отражалась симметрия сада. Времена создания регулярных парков канули в Лету, на смену пришёл более демократичный и менее затратный пейзажный стиль. Всё-таки привлекательность идеи торжественного, симметричного оформления парадной части усадьбы, коттеджа или сада остаётся. Этот стиль прекрасно подходит к центральным частям садов и парков, где много архитектурных сооружений. В наше время при дефиците площади можно создать сад, где все компоненты сведены к чётко очерченным фигурам, и абсолютная симметрия является не обязательной.



По всем вопросам обращайтесь на admin@stilissimi.ru
Анализ материалов от :