Добавить в избранное

* Лента новостей

Статьи по разделам:
Нестандартные идеи мастеров

  Мебель из гнутой древесины впервые начала изготавливаться на мебельной фабрике Михаэля Тонета в 1840 году. Самая известная модель, оказавшая существенное влияние на развитие дизайнерской мысли и дожившая до наших дней, - это венский стул. Дальнейшее продолжение имеет уже металлическая гнутая мебель, когда за художественное осмысление нового принципа взялись профессионалы - архитекторы. Мастера модерна на рубеже XIX и XX вв. начали создавать мебель новой формы, хотя дизайн еще не был самостоятельной сферой искусства. Бурное развитие производства прокатной стали, с конца XIX, послужило толчком для новых типов конструкций, где главной художественной идеей было использование <чистого> каркаса, без всяческой мишуры, и как следующий этап развития этой тенденции, в 1925-1939 году, была мебель, изготовленная из гнутых стальных трубок. Архитекторы авангарда заинтересовались потенциалами гнутой древесины для мебели интерьеров зданий, но вскоре перешли с древесины на трубки из гнутой стали.

  Фирма <Стандард> в 1927 году запатентовала конструкцию Марта Стама-самобалансирующийся стул на консоли, без задних ножек, ставший главным достижением рационального дизайна мебели. Первая модель стула такой конструкции была сделана автором из газопроводных труб. Стул Стама парадоксален в самой идее - сидящий просто <висел> в воздухе. Спинка и сиденье из плетеной кожи или натянутой ткани были почти плоскими. Трубка небольшого радиуса изгиба представляла собой замкнутый контур. Конструкция хотя и воплощала геометрическую эстетику, но пружинила очень плохо.

  Последователи увеличили диаметр трубки, вынос консоли и радиус изгиба передних ножек, получилась конструкция, потерявшая кубическую форму, но приобретшая упругость и коммерческий успех, стул производится и сейчас.

  В 1930-е годы новый дизайн мебели применялся практически во всех постройках и архитекторских проектах, в офисах и жилых помещениях появились диковинные конструкции, но вполне отвечающие своему функциональному назначению. В России в этой области работал знаменитый архитектор Татлин, который создал пространственную систему на основе металлических трубок. В его модели стула есть достоинства и модерна, связанные со сложностью рациональной формы, и авангарда - конструктивность.

  Алвар Аалто проектирует деревянную мебель, напоминающую металлическую, в которой полосы из дерева изогнуты в одной плоскости, а натянутая ткань <изображает> фанеру. Между прочим, к проектированию и производству деревянной мебели фирма <Тонет-Мундус> возвратилась только в 1970-е годы.

  Создаются стулья с двойным изгибом консоли, стулья без передних ножек, а также стулья с пружинящим эффектом с подпоркой. Сиденье со спинкой и каркас, выполняющий несущую функцию, в самобалансирующейся конструкции с подлокотниками можно рассматривать как отдельные части, стул, состоящий из одной линии каркаса, спинки, подлокотников и нескольких плоскостей сиденья.

  Из самых оригинальных конструкций является кресло, спроектированное Пьеро Боттони по заказу Тонет-Франс, где несущий каркас одновременно образует подлокотники и спинку, а сиденье, словно парит в воздухе, подвешено на растянутых канатах.

  Или, другая конструкторская разработка: стул ганноверского архитектора Ганса Ницшке, представленный в 1932 году русским мастером авангарда Эль Лисицким в журнале . Это наиболее продуманная композиция, состоящая из двух трубчатых контуров, переплетенных друг с другом так, что конструкция настолько устойчива и стабильна, что совершенно не требуются дополнительные поперечные соединения.

  И после этого создавались конструкции, альтернативные самобалансирующимся консолям, к которым относятся и консоли на подпорках, и классические спиральные пружины, но, окончательно, этап развития завершил тот же Брейер, смонтировавший по обе стороны самобалансирующейся конструкции два полукруглых стержня, а в такой схеме можно использовать не только сталь, но и алюминий.

  Впоследствии, каркас из стальных трубок стали применять вместе с гнутым деревом-фанерой и пластмассой. Стальные трубки и сейчас предпочитают гнуть и в одной, и в нескольких плоскостях, повернутых друг к другу на 90 градусов. При этом, каркас, сохраняя характерный для авангарда <прямой угол>, достаточно эстетичен. Сейчас стиль трубочной мебели возродился в интерпретации стиля хай-тек, как продолжения нового витка в еще более массовой пластмассовой органической мебели. При этом, все современные дизайнерские тенденции, опираются на принципы первой массовой мебели, которая изготовлялась из гнутого дерева и изогнутых стальных трубок.



По всем вопросам обращайтесь на admin@stilissimi.ru
Анализ материалов от :